Форма входа

Поиск

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 51

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » ВОЕННЫЙ ПСИХОЛОГ, ПОМОЩЬ ПСИХОЛОГА УЧАСТНИКАМ БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ, АТО В УКРАИНЕ, ПОМОЩЬ ПСИХОЛОГА, АТО

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ КАК СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ Я-КОНЦЕПЦИИ РАНЕНЫХ И ИНВАЛИДОВ ВОЙНЫ
 
 

 

 

Психология участников боевых действий и АТО в Украине, особенно  инвалидов и раненых, подвергается  существенным трансформациям. Качественно изменяются важнейшие составляющие их личности, система ее отношений к предметам окружающего мира, к другим людям, к деятельности. Специалистам хорошо известны проявления так называемого посттравматического стрессового расстройства: дистрессирующие воспоминания о психотравматическом событии, проблемы со сном, ночные кошмары о войне, гиперактивность (повышенная и избыточная реактивность на внешние влияния, раздражительность, агрессивность и др.) и т.д.  Однако наиболее существенные   изменения наблюдаются в компонентах их Я-концепции, являющейся   важнейшим механизмом регуляции социального поведения человека.

В современной психологии под Я-концепцией понимается относительно устойчивая, преимущественно осознаваемая переживаемая как уникальная система представлений человека о самом себе, на основе которой  он  строит свое отношение с другими людьми и относится к себе.

Результаты ряда исследований показывают, что рассогласование таких модальных проявлений Я-концепции, как Я-реальное, Я-идеальное, Я-желаемое, Я-зеркальное, Я-физическое выступает психологической основой для возникновения острых и затяжных внутриличностных конфликтов и социальной дезадаптации.

Специфическими характеристиками переживания дисгармоничной Я-концепции у раненых и инвалидов является особая их драматичность, пролонгированность, постоянная воспроизводимость,  высокая личностная значимость и др.

Однако в рамках данного исследования мы сознательно вычленили лишь те элементы Я-концепции, которые, на наш взгляд, в наибольшей мере могут характеризовать содержание представлений о себе раненых и ветеранов войны. Это, прежде всего, восприятие человеком своих коммуникативных качеств. По нашему мнению в содержании этого восприятия сопрягаются самооценка человеком его коммуникативных способностей, оценка объективных возможностей реализации этих способностей, восприятие личности социальным окружением (Я-зеркальное).

Другим элементом Я-концепции, взятым нами для  исследования, является самовосприятие и самооценка наиболее значимых ценностей. Анализ таких ценностей позволяет оценить важнейшие личностные качества.

Третьим элементом Я-концепции, подвергшимся анализу являлось самовосприятие объектов, процессов и явлений, которые можно охарактеризовать как антиценности, то есть наиболее нелюбимых.

В литературе   отмечается возможность использования групповой психологической работы для коррекции таких базовых личностных феноменов, как самооценка, коммуникативная компетентность и др. Эта идея стала фундаментом для изучения возможности применения социально-психологического тренинга в интересах развития и  коррекции Я-концепции участников и инвалидов войны.

Экспериментальное исследование влияния процедур социально-психологического тренинга на развитие Я-концепции инвалидов и участников войны проводилось в  рамках реабилитационной акции «Память и милосердие» в период с 4 по 25 ноября 2002 года в ЦМР «Русь».

Композиция тренинговых групп формировалась случайным образом. В число участников тренинга входили  мужчины и женщины различного возраста, образовательного ценза, воинских званий, социального статуса, состояния здоровья, организационно входившие в две учебные группы.

Первая группа  состояла из участников и инвалидов боевых действий в Чечне, а также жен ветеранов войны из других групп. Среди участников группы были ветеран с ампутированными конечностями (ноги), осколочными и пулевыми ранениями, черепно-мозговыми травмами и контузиями.

Вторая группа включала  ветеранов и инвалидов боевых действий в Афганистане и жены ветеранов войны из других групп. Среди членов группы были инвалиды с ампутированными руками и ногами, травмами позвоночника, черепно-мозговыми травмами, пулевыми ранениями.

Программа социально-психологического тренинга нацеливалась на диагностику, развитие и коррекцию самовосприятия участниками занятий своих коммуникативных качеств, наиболее значимых ценностей и антиценностей.

Методическая схема предполагала последовательную реализацию целевых установок тренинга на каждом занятии с сохранением повседневной, сквозной, ориентации на обеспечение углубленного самопознания участников, переформирования их когнитивного пространства, ощущение ценности собственной личности, овладение властью над закрепленными в личностных структурах и поведении психологическими последствиями войны, формирование уверенности в собственных возможностях.

Изучение самооценки коммуникативных качеств участников осуществлялось в 6 этапов в рамках выполнения упражнения «Коммуникативные качества».

На первом этапе участники в индивидуальном режиме выделяли по 10 коммуникативных качеств, определяющих эффективность взаимодействия с людьми.

На втором этапе на основе предъявления и обсуждения индивидуальных списков вырабатывался общегрупповой список наиболее важных коммуникативных качеств. В него вошли следующие качества: 1. Общие у «афганцев»  и «чеченцев»: доброта, открытость, дружелюбие, способность понимать партнера.2. По оценкам группы «афганцев»: уважительность, правдивость, раскованность, коммуникабельность, обязательность, аккуратность. 3. По оценкам группы «чеченцев»: внимательность, красноречие, терпимость, искренность, такт, эрудированность.

На третьем этапе каждый участник по 5-балльной шкале оценивал степень выраженности у себя качеств из группового списка.

На четвертом этапе (на последующих занятиях)  осуществлялась групповая оценка коммуникативных качеств каждого участника. В большинстве случаев включался механизм конфронтации,  то есть столкновения участника с разностью его собственной и групповой оценки развитости и выраженности его коммуникативных качеств. Конфронтация являлась основным механизм побуждения участников к изменению самооценки и саморазвитию.

На пятом этапе у участников испрашивалось решение о том, оценку каких качеств они хотели бы изменить, и осуществлялось изменение.

На шестом  (шестое занятие) этапе осуществлялась итоговая самооценка сформированности и выраженности коммуникативных качеств и  их сравнение с первой их оценкой.

Обработка полученных результатов показала, что в  экспериментальной группе наибольшим изменениям подверглись такие качества, как «раскованность» (на 1,2 балла), «коммуникабельность» (желание общаться) (на 1 балл), «открытость» (на 0,4 балла).

Особый эффект получен за счет возможности просмотра участниками тренинга наиболее важных моментов тренинга в видеозаписи.

Результаты наблюдения показывают, что в процессе тренинга произошли заметные позитивные сдвиги в показателях самовосприятия и коммуникативных действий большинства участников. Например,  Валера (афганец, ампутирована кисть левой руки) – в начале тренинга для него был немногословен, смотрел на  окружающих ''исподлобья'' Его мимика  отличалась асимметричностью, жесты были  по преимуществу закрытые, отмечалось желание скрыть наличие протеза. В ходе тренинга его мимика  стала разнообразнее, пластичнее, более открытыми стали жесты. Группа, в итоге, оценила его коммуникативные способности выше, чем он сам себя оценивал. Это заметно повлияло на изменение его самовосприятия и Я-зеркального. На завершающем этапе тренинга он вел себя раскованно, естественно, уверенно, взгляд был открытый, прямой, желание прятать протез исчезло), рукава рубашки были закатаны). Эти результаты особенно впечатляют, если учесть, что перед началом тренинга у Валеры был длительный запой, наблюдались депрессивные проявления, и отмечалось желание уехать домой.

Исследование личностных ценностей и антиценностей осуществлялось следующим образом. В рамках выполнения упражнения «Визитка» участники в  индивидуальном порядке оценивали те объекты, явления и процессы, которые вызывают у них чувство любви и те, которые им явно не нравятся. Результаты самооценки  оформлялись в виде визитки (бейджа), которая прикалывалась к одежде на груди участников.

Анализ  показал, что  наиболее часто «афганцами» и «чеченцами»  выбираются такие ценности, как семья, дети, общение, работа. Существует определенная разница в выборах ценностей данными категориями обследуемых. «Афганцы» чаще предпочитают природу, хорошую погоду, рыбалку, охоту, грибы, книги, «чеченцы»- жизнь и красивых женщин.

Предполагаем, что в основе такого различия лежит временной фактор. «Афганцы», вернувшиеся в мирную жизнь более десяти лет назад, вновь  поверили в определенную упорядоченность и прочность мира, мирной жизни, и отдались «спокойным» жизненным радостям. У «чеченцев» же еще свежо «дыхание смерти», и они торопятся «насытиться» самыми главными и яркими ценностями.

Интересен общий обзор и динамика самооценки участниками «антиценностей», то есть наиболее нелюбимых объектов.

Общей антиценностью, которую выделили и те, и другие, является ложь. На второе место ''афганцы'' поставили предательство, в то время как ''чеченцы'' выбрали грубость и хамство. То есть подтверждается факт резкой выраженности у участников войны  нетерпимости к любым (явным или скрытым) нарушениям человеческого достоинства, порядочности в межличностных отношениях. Видимо по этой причине именно неприятие ветеранов войны обществом, унижение  их чести и достоинства нередко становится причиной их конфликтов с социальным окружением, повышенной агрессивности, правонарушений.

Актуальной антиценностью для обеих групп является бесполезное времяпрепровождение, об этом свидетельствуют одинаковые показатели по данной шкале. Видимо у участников боевых действий каждый вид активности (в том числе и не сопровождающийся активной деятельностью) более четко сопряжен с понятиями «смысл», «польза», «функциональность». Здесь, скорей всего, говорит выработанная в боевой обстановке привычка «отдыхать тогда, когда необходимо, столько, сколько необходимо», «делать то, что полезно» и т.д.

Позже участники знакомились с визитками друг друга в процессе свободного перемещения по аудитории. Затем в ходе свободной дискуссии выяснялась и оценивалась выраженность важнейших качеств личности каждого участника. После  чего участникам предлагалось уточнить (исправить, дописать) содержание визитки.

В результате многие качества подверглись уточнению и изменению. В процессе СПТ ряд участников тренинга уточнили, изменили предпочитаемые ценности. Все это свидетельствует о том, что СПТ является достаточно эффективным средством личностного роста участников инвалидов войны. Он позволяет участникам глубже познать свои психологические и личностные особенности, скорректировать когнитивную модель жизнедеятельности, восстановить ощущение ценности собственной личности, укрепить уверенность в своих силах, снизить чувство изолированности, психологического комфорта, сформировать умения и навыки эффективного взаимодействия, научить участников приемам психической саморегуляции и расширения своих психологических возможностей в интересах снижения тревожности и восстановления чувства личностной целостности и контроля над событиями и эффективного общения, решить личностные проблемы участников.

ПОМОЩЬ ПСИХОЛОГА РАНЕНЫМ И ИНВАЛИДАМ ВОЙНЫ,
УЧАСТНИКАМ БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ В УКРАИНЕ (жми сюда)

 

Категория: ВОЕННЫЙ ПСИХОЛОГ, ПОМОЩЬ ПСИХОЛОГА УЧАСТНИКАМ БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ, АТО В УКРАИНЕ, ПОМОЩЬ ПСИХОЛОГА, АТО | Добавил: Владимир (09.07.2014)
Просмотров: 613 | Рейтинг: 0.0/0