Форма входа

Поиск

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 51

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » ВОЕННЫЙ ПСИХОЛОГ, ПОМОЩЬ ПСИХОЛОГА УЧАСТНИКАМ БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ, АТО В УКРАИНЕ, ПОМОЩЬ ПСИХОЛОГА, АТО

ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ В ВОССТАНОВЛЕНИИ ЗДОРОВЬЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ УЧАСТНИКОВ БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ, АТО В УКРАИНЕ
 
 

ПОМОЩЬ ПСИХОЛОГА В ВОССТАНОВЛЕНИИ ЗДОРОВЬЯ УЧАСТНИКОВ АТО В УКРАИНЕ

 

« И я знаю: все, что камнем осядет в наших душах, пока мы находимся на войне, всплывет в них потом, после войны,  и вот тогда-то  и начнется большой разговор, об этих вещах, от которого будет зависеть, жить нам дальше или не жить»       

  Э.М. Ремарк.

 Группа военных психологов  под руководством Корчемного П.А. в составе Крука В.М., Раздуева В.А., Абдурахманова Р.А., Бортника И. Н., Митасовой Е.В., Сабанцева Н.Г., Шкуропата А.В. участвовала в реабилитационной работе с ранеными военнослужащими, находящимися на излечении в третьем травматологическом отделении военного госпиталя им. Н.Н. Бурденко, во время боевых действий в Чеченской республике 95-96 гг.

        Объектом нашей работы были раненые солдаты и офицеры, вывезенные непосредственно из зоны боевых действий, у которых отмечались травматические ранения опорно-двигательного аппарата, и в соответствии с этим имело место полное  ограничение двигательных возможностей на период работы с ними.  Возраст раненых был от 19 до 23-х лет.

Сложность помощи психолога раненым связана со многими факторами.

Во-первых, сами военнослужащие часто не осознают необходимости такого рода лечения.

Во-вторых, основной проблемой, которую предъявляют раненые, является боль, однако для стойкого устранения боле­вого синдрома требуется решение и многих других личностных проблем, касающихся не только заболевания, не ведущих к психоэмоциональному перенапряжению.

В-третьих, решение этих проблем часто возможно лишь при изменении того типа эмоционального, когнитивного, поведен­ческого реагирования больного, который формировался с самого раннего детства на основании врожденных свойств высшей нервной деятельности под влиянием условий социальной среды, то есть имеет устойчивый ха­рактер.

В-четвертых, выбор конкретной оптимальной методики помощи психолога раненым из существующего в настоящего времени многообразия направлений, и техник психокоррекционной работы затруд­нен в связи с отсутствием сведений об их сравнительной эффективности у данного контингента раненых.

Все вышеизложенное определяет необходимость разработки методо­в помощи раненым психолога и психотерапевта в условиях медицинского учреждения.

      

Особенности терапевтической работы в условиях больничной палаты

 

Характер существования госпитальной палаты предполагает возможность, посещения  ее  гостями (ходячие раненые из других палат,  уборщиц и т. д.) и медицинским персоналом в любое время суток.  При этом абсолютно не учитывается состояние окружающих. Каждый вновь входящий, сосредоточен только на достижении своей цели. Например, можно войти в палату и громко поздороваться со всеми, и даже пожать каждому руку, не заметив при этом, что кто-то спал до его прихода. Сами раненые не очень-то считаются друг с другом, и живут отдельной самостоятельной жизнью, каждый в себе, в своих болях и  переживаниях.

В связи с этим можно выделить следующие особенности психотерапевтической работы:

1.       Невозможность работы с ранеными конфиденциально, один на один (без свидетелей и других всевозможных мешающих и отвлекающих моментов)

2.       Работа в условиях замкнутого пространства больничной палаты, с лежачими больными (ограничение  выборов способов психотерапии).

3.       Начало работы в отсутствии клиентского запроса (не клиент идет к терапевту, а терапевт - к клиенту). Мы завоевывали право стать личным психотерапевтом для каждого раненого, превращали жалобы в запрос (не могу спать - нужен человек сочувствующий, переживающий, принимающий).

4.       Монологический характер работы (говорили они). Выговариваясь, на наш взгляд, они завершали свои гештальты.

5. Необходимость создания в больничной палате общей  «терапевтической» атмосферы, без которой помощь конкретному раненому будет затруднена. 

6. Зависимость выбора терапевтической стратегии от типологии восприятия войны ранеными. Нами была выявлена следующая типология участников боевых действий:

·               «Боевик» – воевать, стрелять для него интересно.

·               «Рабочий». Война для него -  работа, обычное дело.

·               «Непонимающий». Его отличает фрустрация, непонимание происходящего, слом стереотипа «врага - друг».

·               «Сильный». В основе этого типа лежит стремление к самореализации. Его девиз: «Я – могу это».

 Такая специфика работы обусловливает большое значение личности психотерапевта.  «Ключ к исцелению, - писал Роджерс, – находятся у клиента, но терапевт должен обладать определенными личными качествами, способными помочь клиенту научиться использовать эти ключи».

На наш взгляд, наиболее важным,  оказалось установление терапевтических отношений, а не использование каких-либо техник или интерпретация событий. Главная цель нашей работы -  личностный рост раненого, позволяющий  раненому найти в себе силы для жизни дальше, даже после смерти друзей, даже став инвалидами.

 В связи с этим при работе с ранеными требуется чрезвычайная  гибкость психотерапевта и владение многими приемами помогающей психологии.

 

Основные направления психотерапевтической работы и пути их реализации

 

В соответствии с психологическими последствиями воздействия  стресс-факторов боевой и социальной обстановки основными направлениями помощи психотерапевта и психолога раненным были следующие:

-    нахождение  и показ смысла  боевой деятельности военнослужащих и гибели их товарищей;

-          осознание настоящего, адаптация к новым условиям жизни в больничной палате (замкнутый круг общения, беспомощность и ограничение движений, оторванность от дома, родных и близких друзей);

-          преодоление духовного кризиса, потери смысла жизни, фрустрации.

-          обретение нового смысла жизни с ограниченными физическими  возможностями;

-          купирование боли, нормализация сна, подготовка  к операциям;

-          работа по ассимиляции психотравмирующего опыта с различными  страхами (за свою жизнь, новой боли при перевязках и операциях, ампутации и инвалидизации, страх за будущее),  кошмарными снами, чувством вины;

-          работа с родственниками раненых;

-          обучение раненых самостоятельно справляться со своими проблемами.      

Практика показала, что для разрешения данных вопросов  как нельзя лучше подходят принципы гуманистической психотерапии, роджерианский подход, логотерапия Франкла. Важнейшими из них явлются:   

1.       Безусловное принятие клиента, теплое  расположение как к человеку, имеющему безусловную ценность, независимо от его состояния, поведения, чувств.

2.       Взгляд на человека как на высшее совершенное произведение природы в органическом единстве  телесной и духовной жизни (проявление конгруэнтности, как способности положительно воспринимать все, что переживает в данный момент клиент и соответствующим образом сообщать об этих переживаниях другому человеку);

3.       Эмпатическое понимание позиции клиента. Умение чувствовать его внутренний мир, как свой собственный.

4.       Умение поддерживать в человеке уверенность в его внутренних силах, утвердить в нем веру в свои способности к самоисцелению, самосовершенствованию.

5.       Забота о  духовном и личностном росте клиента (чтение книг, беседы, просмотр определенных видео фильмов), т. е. создание условий для постепенной ассимиляции психотравмирующего опыта. 

6.       Работа с опытом переживания клиента (сегодня в данный момент и по месту) здесь и теперь.

 

Этапы, динамика,  и методы  терапевтической работы.

 

В работе  использовались методы, как групповой, так и индивидуальной психотерапии, наиболее эффективными оказались:

1. Установление психотерапевтических отношений. Как  писал  В.Франкл:  «…. личность терапевта-это инструмент и хитрость в том, что нет ни какой методики, ни каких приемов, надо только по человечески сочувствовать и любить пациента». И  именно на базе установления таких теплых, дружеских, поддерживающих терапевтических отношений  и  строилась дальнейшая психореабилитационная работа.

2. Работа с болью. Снятие болевых ощущений. Научиться жить с физической болью в условиях ограничения движения.

Основными методами этой работы являются: телесно-ориентированная психотерапия, техники НЛП, медитации, релаксационной техники с музыкальным оформлением.

3.   Работа со страхами:

а) с присущими всем страхи:

·         за свою жизнь перед операциями;

·          за свою жизнь в будущем;

·         страхом  предстоящей новой боли при перевязках и операциях;

·         страх ампутации и невозможности дальнейшего полноценного существования, будущей, инвалидности.

б) с индивидуальными страхами:

·         страх быть убитым во  время сна;

·         страх заснуть из-за повторяющихся  кошмарных снов.

·         страх преследования.

Основные методы работы: техники НЛП, телесно-ориентированной психотерапия.

4. Восстановление смысла жизни. Для тех, у кого нет желания жить, фрустрированных, депрессивных раненых. Методы: духовные практики, логотерапия.

5. Обретение нового смысла жизни. Принятие ранеными смысла их боевой деятельности и гибели их друзей. Методы: логотерапия, сказкотерапия, библио- и кинотерапия, встречи с «афганцами», знакомство с «военной» субкультурой (стихи, песни).

«Жизнь, - писал В. Франкл, -  человека не может лишиться смысла, ни при каких обстоятельствах. Смысл жизни всегда может быть найден. И человек свободен, найти и реализовать смысл жизни, даже если его свобода заметно ограничена объективными обстоятельствами».

Необходимо подчеркнуть, что  в процессе работы на всех ее этапах, психотерапевт не только оказывает поддержку и помощь, но и учит раненых справляться со своими проблемами. Если в начале работы локус оценки находится в большей степени на психотерапевте, то в  ходе работы он должен перейти в клиента (человек сам знает, что ему делать).

С учетом проведенного анализа можно сделать следующие выводы:

1. Выявленная типология проблем, возникающих у раненых, может лечь в основу разработки комплексных программ подготовки специалистов в области психореабилитации.

2. Психотерапевтическая работа с ранеными должна проводиться не одним, а группой психологов, взаимно дополняющими друг друга.

3. Состав группы-поддержки должен быть гетерогенным, состоящим из мужчин и женщин, что способствует созданию возможностей раненным в АТО и боевых действиях на Украине для более полного раскрытия  (женщина воспринимается как мать).

4.  Практика показала  необходимость специальной подготовки психологов для проведения психореабилитационной работы, как индивидуальной, так и в форме групповой психотерапии.

5. Необходимо психологическое сопровождение от момента ранения и до полнейшего восстановления.

6.  Необходим  комплекс  государственных  мер по организации психо-реабилитационной службы при лечебных учреждений МО.

ПОМОЩЬ ПСИХОЛОГА УЧАСТНИКАМ АТО И БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ В УКРАИНЕ (жми сюда)
 

Категория: ВОЕННЫЙ ПСИХОЛОГ, ПОМОЩЬ ПСИХОЛОГА УЧАСТНИКАМ БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ, АТО В УКРАИНЕ, ПОМОЩЬ ПСИХОЛОГА, АТО | Добавил: Владимир (09.07.2014)
Просмотров: 719 | Рейтинг: 0.0/0