Форма входа

Поиск

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 51

Статистика

[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Страница 1 из 11
АТО ФОРУМ, АТО САЙТ, ФОРУМ АТО УКРАИНА, САЙТ АТО УКРАИНА, » ФОРУМ АТО, ФОРУМ УЧАСТНИКОВ АТО, ПОМОЩЬ БОЙЦАМ АТО, ПОМОЩЬ В ЗОНУ АТО,ПОМОЩЬ АТО » КАК УЧАСТНИКУ АТО, ПОМОЧЬ САМОМУ СЕБЕ? » ТЕМ, КТО ПОТЕРЯЛ СМЫСЛ ЖИЗНИ (вернувшимся из плена)
ТЕМ, КТО ПОТЕРЯЛ СМЫСЛ ЖИЗНИ (вернувшимся из плена)
ВладимирДата: Воскресенье, 08.03.2015, 23:34 | Сообщение # 1
Подполковник
Группа: Администраторы
Сообщений: 120
Репутация: 0
Статус: Offline
Виктор Франкл - знаменитый австрийский врач-психотерапевт, психолог и философ, прошедший через плен в фашистском лагере смерти Освенцим.


Приводим одну главу из его книги "Сказать жизни "Да!", над которой он работал находясь в плену, в концлагере и завершил после освобождения из плена.

… Человек, утративший внутреннюю стойкость, быстро разрушается. Фраза, которой он отклоняет все попытки подбодрить его, типична: «Мне нечего больше ждать от жизни». Что тут скажешь? Как возразишь?

Вся сложность в том, что вопрос о смысле жизни должен быть поставлен иначе.

Надо выучить самим и объяснить сомневающимся, что дело не в том, чего мы ждем от жизни, а в том, чего она ждет от нас.

Говоря философски, тут необходим своего рода переворот: мы должны не спрашивать о смысле жизни, а понять, что этот вопрос обращен к нам — ежедневно и ежечасно жизнь ставит вопросы, и мы должны на них отвечать — не разговорами или размышлениями, а действием, правильным поведением.

Ведь жить — в конечном счете значит нести ответственность за правильное выполнение тех задач, которые жизнь ставит перед каждым, за выполнение требований дня и часа.

Эти требования, а вместе с ними и смысл бытия, у разных людей и в разные мгновения жизни разные. Значит, вопрос о смысле жизни не может иметь общего ответа. Жизнь, как мы ее здесь понимаем, не есть нечто смутное, расплывчатое — она конкретна, как и требования ее к нам в каждый момент тоже весьма конкретны.

Эта конкретность свойственна человеческой судьбе: у каждого она уникальна и неповторима.

Ни одного человека нельзя приравнять к другому, как и ни одну судьбу нельзя сравнить с другой, и ни одна ситуация в точности не повторяется — каждая призывает человека к иному образу действий.

Конкретная ситуация требует от него то действовать и пытаться активно формировать свою судьбу, то воспользоваться шансом реализовать в переживании (например, наслаждении) ценностные возможности, то просто принять свою судьбу.

И каждая ситуация остается единственной, уникальной, и в этой своей уникальности и конкретности допускает один ответ на вопрос — правильный.

И коль скоро судьба возложила на человека страдания, он должен увидеть в этих страданиях, в способности перенести их свою неповторимую задачу.

Он должен осознать уникальность своего страдания — ведь во всей Вселенной нет ничего подобного; никто не может лишить его этих страданий, никто не может испытать их вместо него. Однако в том, как тот, кому дана эта судьба, вынесет свое страдание, заключается уникальная возможность неповторимого подвига.

Для нас, в концлагере, все это отнюдь не было отвлеченными рассуждениями. Наоборот — такие мысли были единственным, что еще помогало держаться.

Держаться и не впадать в отчаяние даже тогда, когда уже не оставалось почти никаких шансов выжить. Для нас вопрос о смысле жизни давно уже был далек от того распространенного наивного взгляда, который сводит его к реализации творчески поставленной цели.

Нет, речь шла о жизни в ее цельности, включавшей в себя также и смерть, а под смыслом мы понимали не только «смысл жизни», но и смысл страдания и умирания.

За этот смысл мы боролись!



 
ВладимирДата: Среда, 01.04.2015, 03:25 | Сообщение # 2
Подполковник
Группа: Администраторы
Сообщений: 120
Репутация: 0
Статус: Offline
Даже рак покидет тех,
кто нашел НОВУЮ цель своей жизни!



Американский врач Ле Шан в книге «Рак – поворотный момент в жизни» делает удивительные выводы о причинах этого
заболевания и его лечении.


Онкология – болезнь не смертельная

В своей ещё не переведённой у нас книге Ле Шан высказывает мысль, которая
может показаться на первый взгляд парадоксальной и даже в некотором
роде насмешкой, хотя она – итог его тридцатилетней врачебной практики:
ОНКОЛОГИЯ – болезнь не смертельная. Более того, это заболевание есть
судьбоносный момент в жизни человека, в том смысле, что у него
появляется возможность сделать то, о чём он всегда только мечтал.
Вслед за этим наступает выздоровление.

Ле Шан уверен, что рак напрямую связан с тем внутренним состоянием, в котором пребывает
человек. И если человек по каким-то причинам перестаёт видеть в своей
жизни смысл, то реакцией его организма на это отрицание жизни может
стать рак.

Особенно часто, заметил Ле Шан, рак бывает у тех людей, которые сначала вели очень активный образ жизни, а затем под
давлением обстоятельств «сложили крылья». Именно эти факты убедили
врача, что рак – это поворотный момент в жизни человека, когда нужно
сделать выбор: умереть или измениться, чтобы пойти новым путём. Если же
у людей возобновляется интерес к жизни, рак, как правило, перестаёт их
беспокоить.


Точно такими же размышлениями делится в своих книгах Берни Сигель. В
большинстве случаев, подчёркивает он, стоит лишь напомнить о возможной
близости смерти, чтобы человек открыл в себе невероятные способности и
буквально бросился их применять – просто потому, что «времени больше не
будет».

Люди часто говорят: «Я ненавижу свою работу», «Я никогда не хотел быть инженером», «Профессия юриста не для меня, я всегда мечтал
стать музыкантом», «Моя семейная жизнь убивает меня», «Когда-нибудь
придёт и мой звёздный час». Когда они узнают, что неизлечимо больны, то
многие говорят: «Не пройдёт и года, как я умру. Так лучше я займусь тем,
что меня радует. Я исправлю свою семейную жизнь. Я наконец съезжу в
Египет и прикоснусь к пирамидам, ведь я об этом мечтал всю жизнь. Я буду
играть на скрипке. Я напишу свою книгу».

Спустя год они говорят: «Знаете, а я ведь не умер. Врач говорит, что моя опухоль исчезла.
Странно, что же произошло?» На самом деле они догадываются, что
произошло: они не умерли, потому что начали жить.

Следовательно, если вы чувствуете, что жизнь не приносит счастья, то немедленно
измените её, хотя бы только для того, чтобы не заболеть. Сигель считает,
что такое поведение – это непременное условие долгой здоровой жизни.
При этом он понимает, что кардинально изменить жизнь не всегда возможно.
Например, у человека может не быть денег, чтобы из северного городка
уехать жить к морю. Но Сигель предлагает каждому человеку найти
собственный способ максимального проявления самого себя, а для этого
прежде всего нужно научиться любить мир. Можно остаться на прежней
работе, но при этом научиться быть счастливым. Всё дело во внутренней
установке.

Любовь важна сама по себе, любовь как образ жизни, безусловная любовь: любить значит
отдавать, ничего не ожидая в ответ. И через некоторое время человек
чувствует, что счастлив. И когда мне говорят, замечает Берни
Сигель: «Я любила, но мой любимый отказал мне во взаимности», – я смеюсь
и отвечаю: «Я имею в виду другое. Вы считаете часы, отданные любимому, и
ждёте, чтобы вам их вернули. Но это абсурд. Превращая отношения в
тяжкую обязанность, мы накапливаем обиды, которые нас же и убивают».

Человек, у которого не всё получается в жизни, которого преследуют болезни,
должен воспринимать превратности судьбы как указующий перст. И с этой
точки зрения, может, следует говорить о «правильных ошибках»,
«счастливом разладе»? Неудачи способны обучать, так что человеку,
приведшему вас в ярость, можно сказать: «Спасибо за то, что вы меня
выгнали с работы… не согласились стать моей женой… отказали мне в
должности… Моя жизнь изменила направление, и я нашёл её смысл и
счастье».

Чем лучше мы понимаем себя, тем меньше судим мир. Берни замечает, что дети никого не судят и живут только чувствами. Если вы
попросите ребёнка нарисовать то, о чём он мечтает или кем хочет стать,
когда вырастет, он тотчас это сделает. Но если предложить то же самое
взрослому, он скорее всего ответит: «Лучше отложить тест на неделю,
чтобы я ещё раз хорошенько обдумал, чего я хочу от жизни». На своих
семинарах Сигель часто задаёт вопрос слушателям: «Если я сейчас сделаю
каждого из вас счастливым, что вы будете делать дальше?» Большинство
взрослых не знают, что ответить. Мы не привыкли быть счастливыми, а ведь
именно для этого мы и рождаемся. Счастливый человек всегда здоров.

У любого из нас есть своё предназначение и свои, кажущиеся несбыточными,
мечты. Порой мы всю жизнь подавляем своё стремление к счастью. Изменяя
жизнь, мы выздоравливаем.


Случай с больным Ле Шана, которого звали Роберт, – отличная тому иллюстрация.

Он был хорошим специалистом, не жаловался на здоровье, но в 65 лет решил
уйти на пенсию. Роберт был уверен, что свободное время он будет уделять
внукам. Но его сын разошёлся с женой, и внуков увезли в другой город.
Жизнь для Роберта потеряла смысл. Он ничем не занимался, бесцельно
бродил по дому, чувствуя безразличие, усталость и апатию. Здоровье его
резко ухудшилось, и вскоре он узнал неутешительный диагноз – рак.
Неизвестно, как повернулась бы жизнь Роберта, но он встретился с
доктором Ле Шаном. С первых же бесед Роберт понял, что он утратил
основной стимул в жизни. Сеансы психотерапии выявили ещё один почти
забытый его интерес к политике. Ле Шан посоветовал Роберту вступить в
организацию, занимающуюся социальными проблемами. Общение с новыми
людьми, новые обязанности возвратили ему прежнюю активность, а с ней и
свежие силы. Чтобы поддерживать себя в форме, Роберту пришлось заняться
спортом. На беседы с врачом у него теперь просто не оставалось времени.
Опухоль остановилась в росте, а затем исчезла.

Другой пример из практики Ле Шана. Натали родилась и выросла в Бразилии и очень любила
свою страну. Но после замужества решила переехать в Лондон. Её муж –
поэт, чьи стихи никто не публиковал, и две дочери, мечтающие стать
актрисами, имели бы в Лондоне больше возможностей для творческого роста и
карьеры. Чтобы дать дочерям образование и позволить мужу всё время
посвящать поэзии, Натали устроилась на работу не по специальности. Ей
пришлось заниматься делом, которое она не любила. Каждое утро она с
неохотой вставала и, преодолевая себя, отправлялась на работу. Вся её
жизнь была занята заботами о семье, и она делала всё механически, забыв о
себе.

В 49 лет у Натали был обнаружен рак груди с обширными метастазами. Прогнозы были печальные. Как к последней надежде, она
обратилась к Ле Шану. После долгого разговора Ле Шан сказал: «Зачем
вашему организму бороться за жизнь, если жизнь приносит вам тоску и
серые будни, если вы давно забыли о себе? И если вы скоро умрёте, то
ваши родные решат свои проблемы самостоятельно, без вас. Так что не
лучше ли воспользоваться последним шансом, который предлагает вам жизнь:
на какое-то время забыть о проблемах других и сосредоточиться на себе?
Десять лет назад вы совершили ошибку, так исправьте её сейчас».

И Натали уехала в родную Бразилию. Она ходила босиком по пляжам, купалась
в море. Она устроилась на работу и снова стала учить маленьких детей,
которых очень любила. И если раньше лекарства и диета не помогали, то
теперь они дали отличные результаты. Натали стала выздоравливать. К
удивлению Натали, оказалось, что как только её мужу и дочерям пришлось
самостоятельно решать свои проблемы, они успешно с ними справились.

У каждого человека, считает Ле Шан, есть на Земле своё дело. Когда он
выполняет его, то его способности используются максимально, и человек
получает огромное удовлетворение от жизни. Если же он находится не на
своём месте, жизнь не приносит ему радости. В этом случае, даже если
жизнь внешне благополучна, реакцией на неё может стать рак.

Рак – это последнее предупреждение

Многочисленные примеры, которые приводил Ле Шан в своей книге, доказывают
справедливость старой истины: никогда не поздно начинать всё сначала. Но
в некоторых ситуациях заставить вспомнить об этом может только рак. Рак
– это последнее предупреждение, которое побуждает человека вспомнить о
своём предназначении, раскрепостить свои желания, и тогда организм сам
находит силы для борьбы, мобилизует все свои защитные механизмы. Радость
и свобода
в собственном исполнении – самое сильное лекарство.

У каждого из нас есть своя мелодия жизни, мотив, который звучит в нас с
рождения. К. Юнг говорил, что будущее бессознательно готовится задолго
до того, как оно наступает. Но порой мы сознательно заглушаем этот
мотив, стесняясь его простоты или, напротив, необычности звучания, и
подстраиваемся под всех, подавляя свои желания и возможности. Но любой
инструмент ломается, если долго выжимать из него не свойственные ему
звуки.

Когда обнаружена злокачественная опухоль, больному становится не важно, чем вызвано его заболевание: неправильным образом
жизни или тем, что он долгие годы забывал себя ради семьи или общества.
Единственно значимым в этот момент становится возможность выжить.

Но рак, по мнению Ле Шана, ставит условие: жить дальше можно только счастливо.

Ещё один пример из его практики. У Марии была хорошая работа, много друзей,
и все окружающие считали, что она добилась в жизни многого. И вдруг у
неё обнаружили рак. В первой же беседе с Ле Шаном Мария выяснила, что
всю жизнь её угнетали два обстоятельства: то, что она никогда не была
замужем и не имела детей, которых очень любила, и реакция коллег на этот
факт. Она знала, что они считают её старой девой, и очень переживала по
этому поводу.

Ле Шан попросил Марию вспомнить самое счастливое время её жизни. Это были годы юности, когда она работала преподавателем в
школе для детей инвалидов. Тогда Ле Шан предложил Марии поступить в
педагогический колледж. В сорок с лишним лет стать студенткой, да ещё с
таким серьёзным заболеванием? Ле Шан настаивал, и Мария согласилась.
Учёба давалась ей легко, а время, которое она проводила среди молодёжи,
доставляло ей радость. Экстерном она закончила обучение и начала
преподавать, а ещё через год открыла свою школу для детей инвалидов.
Мария была счастлива, и помощь врача ей стала не нужна: она забыла, что у
неё когда-то был рак.

Очень часто люди, заболевшие раком, не знают, в чём заключается их предназначение и что может принести им
счастье. В таких случаях Ле Шан предлагает вспомнить русскую сказку о
золотой рыбке, которая готова исполнить любое желание. Но надо спешить –
сейчас она вильнёт хвостом и больше не появится никогда. Подумайте, о
чём бы больше всего вам хотелось попросить её?

Можно представить себе, что мы только что родились и вся жизнь впереди. Чем бы мы хотели
заниматься? Где и как жить? Попытайтесь вспомнить самый счастливый миг
своей жизни. Кто-то, оглядываясь назад, скажет, что он никогда не был
счастлив. Но ведь были же минуты, часы, месяцы, когда вы испытывали
искреннюю радость. Вспомните, что именно принесло вам эту радость, и
постарайтесь воссоздать подобное в своей жизни. Так Ле Шану удалось
вернуть к жизни многих безнадёжных с точки зрения медицины раковых
больных. Случалось, что опухоль не уменьшалась в размерах, но зато
останавливалась в росте и больше в течение долгих лет жизни не
беспокоила больного.

Кстати, Сигель поначалу не был счастлив и удовлетворён своей карьерой хирурга. Он любил рисовать и однажды
нарисовал свой автопортрет, изобразив себя в колпаке, маске и длинном
халате. И тогда он понял, что интуитивно спрятался от людей и от жизни,
которая его не удовлетворяла. И ещё он постоянно замыкался в себе, так
как думал о людях, которых был не в силах спасти, применяя только нож и
скальпель.

Но както, попав случайно на сеанс по психотерапии, он встретил своего пациента, больного раком. В ответ на удивление Сигеля,
что тот занимается таким видом лечения, пациент ответил: «Свободное от
посещений вашей клиники время мне посоветовали проводить на таких
сеансах. И знаете – помогает!» Сигеля осенило: «Так вот что необходимо
людям!»

Он стал организовывать группы людей, чтобы помочь им создавать положительный настрой в эмоциях и пробудить защитные силы
организма для борьбы с раком. Шесть часов в неделю он ведёт три группы
раковых больных – по два часа занятий с каждой, и так десять лет. И
видит, что, как только его слушатели приводили в порядок свою жизнь в
соответствии со своими мечтами, они выздоравливали, а те, кто, казалось,
был обречён, продолжали жить и чувствовали себя всё лучше.

Среди этих людей были и те, кого Сигель оперировал сам по поводу рака. Вот
уже десять лет они живут без малейших признаков этого заболевания –
просто потому, что они ценят каждый свой день и радуются жизни. Каждый
из этих пациентов в своё время сказал себе: «Предположим, что через
полгода я умру. Что ж, значит, прямо сейчас я должен начать жить».

И когда однажды Сигель звонит им по телефону, они говорят: «Да, я жив. Я просто начал жить и потому не умер».

Источник: Американский врач Ле Шан
 
ВладимирДата: Среда, 12.08.2015, 13:54 | Сообщение # 3
Подполковник
Группа: Администраторы
Сообщений: 120
Репутация: 0
Статус: Offline
Выученная (полученная с помощью насилия) беспомощность.
Как стресс лишает нас воли.


Источник: http://slon.ru/calendar/event/1102109/

Что такое неконтролируемый стресс? Что такое неконтролируемый, я скажу несколько позже, а вот что такое стресс вообще? Не претендуя на
академическую тщательность, стресс – это неспецифическая реакция
организма на новизну. Что значит неспецифическая? Понятие связано с
именами таких ученых, как Уолтер Кеннон и Ганс Селье,
продемонстрировавших, что самые разные состояния – боль, страх, гнев – у
животных сопровождаются выбросом адреналина. Неспецифичность в том, что
на животное могут воздействовать самые разнообразные стимулы, как
физические (жара, боль, шум), так и социальные (перенаселенность, угроза
атаки хищника), и все они сопровождаются однотипной реакцией, которая и
называется стрессом. Alarm – это первая стадия стресса, буквально –
призыв «к оружию, тревога». И неспецифичность тесно связана с тем, что
это реакция на новый стимул, такой, для которого у нас нет готовой
программы действий.

В качестве примера расскажу небольшую криминальную историю. Некая
женщина залезла в переписку мужа и узнала, что он находится в близких
отношениях с молоденькой девушкой. Взяла нож, пистолет, газовый
баллончик и отправилась, как потом объясняла в полиции, «поговорить с
ней». Заурядное, казалось бы, происшествие, но тут особый случай:
женщина была полковником НАСА, астронавтом с огромным опытом полетов в
космос, причем она летала в должности командира корабля. Представитель
НАСА тогда извинялся, говорил, что, видимо, допущена какая-то ошибка при
тестировании, может быть, надо вообще пересмотреть всю эту систему
проверки кандидатов в астронавты. Ведь бытует мнение, что астронавты –
люди особые, сделанные из стали, тефлона и карбона, им все нипочем, ко
всем стрессогенным ситуациям они подходят легко, готовы ко всему. А наша
героиня испытывала стресс в этой ситуации, и ясно это не из намерения
убить соперницу, а из того, что, отправляясь в путешествие длиной тысячу
миль, она надела подгузник, который надевают перед полетом в космос.
Проехала эту тысячу миль, не остановившись ни разу, а ведь совершенно
незачем было так стремиться не делать остановок – экономия времени
ничтожна, к тому же тело затекло, благодаря чему, наверное, соперница в
итоге и осталась жива, смогла увернуться. Именно неадекватность
поведения и вызвала сомнения в стрессоустойчивости субъекта.

Таким образом, тренированный не значит устойчивый к стрессу. Тренированный человек подготовлен к каким-то
конкретным ситуациям, определенным стимулам.

Женщина-астронавт всю жизнь провела на космических тренажерах, и
жизнь обычной женщины прошла мимо нее. К 45 годам, а именно столько ей
было в тот момент, известие об измене все же не приводит к такому шоку,
ничего приятного в этом нет, конечно, но нет и абсолютной новизны. А она
оказалась в ситуации, новой для нее, и никакая астронавтская
тренированность справиться со стрессом не помогла.

Теперь я расскажу о том, как мы вообще принимаем решения. Сначала
возникает потребность, на ее основе формируется мотивация, затем –
ключевой стимул, который маркирует ситуацию как знакомую, и далее
используется готовый ФКД – фиксированный комплекс действий. Целые комплексы действий фиксируются у нас по мере накопления жизненного
опыта, и мы их используем в различных ситуациях. Если их мало, это
плохо, если много – здорово. Но это работает, когда все понятно, когда
найден ключевой стимул. В теории, если он не найден, вырабатывается
новая программа действия. Но это в теории или в ситуациях, когда есть
время подумать или если наша мотивация не так уж сильна, нам не очень
важно, как события будут развиваться дальше.

Но чаще всего при сильной мотивации и дефиците времени возникает так называемая смещенная активность, то и есть
стрессорное поведение. Это неадекватная активность в незнакомой
ситуации. Неадекватна она актуальной потребности.

Например, есть потребность, но нет программы действий, поэтому человек в
растерянности начинает мыть посуду, хотя ему сообщили какое-то
неприятное известие. Он просто не знает, как реагировать.

Стресс нельзя назвать абсолютным злом. Стрессорная реакция –
результат длительной эволюции. Какой была главная потребность животного
на протяжении всей эволюции? Убежать от опасности, не быть съеденным.
Сегодня большинство потребностей человека обусловлены социально, но нам
никуда не деться от рудиментарных реакций. Каждый попадал в ситуацию,
когда его вызывают к начальству, а он не знает, что его там ждет, –
повышение или увольнение, похвала или разнос. В этой ситуации нужно
только, чтобы голова получше работала, чтобы мозг хорошо снабжался
кислородом.

До кровопролития-то в кабинете руководства редко доходит, но наш организм на всякий случай готовится к ранению.

Происходит выброс в кровь разных веществ, сердце начинает колотиться.
Поэтому частые стрессы приводят к болезням. И все же существует тип
стресса, который считать абсолютным злом можно.

Это и есть неконтролируемый стресс, возникающий в ситуации, к которой невозможно приспособиться, которую невозможно
избежать и, самое главное, невозможно предсказать.

Если присутствуют хотя бы два из трех признаков, неконтролируемый
стресс приносит нашему организму огромный вред. Непредсказуемость здесь –
самый негативный фактор. Причем ужасна не только непредсказуемость
возникновения стимула, но и непрогнозируемость прекращения его действия,
как, например, в ситуации с экзаменатором, который слушает студента, но
никак не реагирует на сказанное им, не давая понять, в правильном ли
направлении идет ответ.

Неконтролируемый стресс и выученная беспомощность

У животных неконтролируемый стресс приводит к состоянию выученной
беспомощности. В 1913 году наша соотечественница Наталия
Шенгер-Крестовникова провела эксперимент: учила собаку различать круг и
эллипс. Круг поощрялся едой, эллипс – нет, и собака очень быстро стала
отличать их друг от друга. Но потом Шенгер-Крестовникова принялась
видоизменять эллипс, приближая его вид к виду круга. Когда различие
сделалось трудно определяемым на глаз, собака перестала дифференцировать
эти стимулы и две недели пыталась понять, когда ей дадут еду. В
результате животное заработало, как тогда говорили, невроз, а сегодня мы
называем это выученной беспомощностью. Собака постоянно лежала,
потеряла аппетит, у нее ухудшились когнитивные показатели, она забыла
все, чему до того научилась. Очень похоже на симптомы депрессии у
человека. Что интересно: собака не испытывала физических страданий,
голода, боли. Она пыталась понять закономерности, а ей это не удавалось.
Кстати сказать, у животных есть потребность улавливать эти
закономерности. Но это уже скорее относится к теме интеллекта животных.

Вспомним высказывание Ницше, его очень любят цитировать: все, что меня не убивает, делает сильнее. И Ницше тут
абсолютно не прав. То же состояние выученной беспомощности, конечно, не
убивает, но сильнее не делает, оно приводит к развитию соматических и
психических расстройств.

Выученная беспомощность в результате неконтролируемого стресса – это
модель депрессии. Мы можем на животных моделировать это заболевание и
изучать его.

Длительный опыт поражения при социальных контактах – очень интересная
модель депрессии, ее автор – Наталья Кудрявцева. Мыши очень драчливы по
своей природе. Наталья Николаевна подсаживала победителей поединков
среди двух самцов к проигравшим, таким образом у нее получалась группа
особей, в течение продолжительного времени терпевших поражения. У них
также развивалось состояние выученной беспомощности, имевшее все
признаки депрессии у человека. Это напоминает эндогенную депрессию как
результат стресса повседневности. Депрессии делятся на реактивные и
эндогенные. В случае реактивной можно выделить событие, ставшее
спусковым механизмом развития депрессии: какая-то личная катастрофа,
потеря, даже увольнение. Но часто при опросе больного такого события не
обнаруживается, и тогда депрессию считают эндогенной. Но откуда она
берется? Чаще всего это реакция на накопление стресса повседневности, он
формируется в результате мелких неприятностей, происходящих в огромном
количестве. Окружающие удивляются: вроде у парня все было хорошо, с чего
бы это он попытался покончить с собой?

Неконтролируемый стресс как инструмент управления человеком и обществом

Еще одно опасное следствие неконтролируемого стресса – повышение управляемости отдельной личности и целых
коллективов. В этом случае стресс, конечно, создается искусственно,
потому что управляемость для любого руководителя, будь то начальник или
глава семьи, это главное достоинство человека.

Даже Дед Мороз спрашивает детей: вы хорошие, вы послушные? Вы можете быть подлым, но послушным, а значит, хорошим.

Есть притча: тиран спросил совета у более опытного коллеги – как не
потерять власть? Совет заключался в том, чтобы уничтожить всех
выдающихся людей на подвластной территории, не имеет значения, в чем
именно они являются выдающимися, – все они плохо управляемы в силу
высокой самооценки, имеют свое мнение и не склонны воспринимать указания
начальства как аксиому, подвергают их сомнению. Метод эффективен, но
есть и недостаток: быстро возникает дефицит специалистов. Поэтому часто
используют другую технологию – искусственно создается ситуация
непредсказуемости, что приводит к выученной беспомощности и подавлению
воли.

Как этого добиться? Очень просто. В любой религии существует понятие
греха, неправильных действий, за которые человек будет наказан. Грехом
объявляется все, что приносит удовольствие, в первую очередь, конечно,
секс, но даже и смех, шутки. А у нас есть потребность в развлечении. И
вот так каждый человек оказывается в ситуации, которой невозможно
избежать: есть потребность в сексе, в смехе, но все это наказуемо.
Осознание собственной греховности давит на психику.

Другой вариант – государство скрывает законы от граждан. У Светония
читаем, что император Гай Калигула очень долго не обнародовал законы о
налогообложении, а когда все же опубликовал, то написаны они были так
мелко и повешены так высоко, что прочесть оказалось практически
невозможно. И вот так все, кто был связан с торговлей, попали в ситуацию
полной неопределенности – платить-то налоги надо, а как, никто не
знает. Это было сделано, конечно, намеренно. Мне очень нравится цитата:
«Только романтические ослы ищут загадки, тайны, сюжеты и чудеса в мирах
непознанного и непостижимого; нет ничего более таинственного,
загадочного и потрясающего воображение, чем мир советских законов и
установлений». Мы не знаем, специально ли они писались так, чтобы
создать у людей неконтролируемый стресс, но они в нем постоянно
находились.

Самый яркий пример использования этой технологии в больших масштабах –
это так называемые трудовые лагеря нацистской Германии. Это не
концентрационные лагеря, не лагеря уничтожения. Туда попадали граждане
Германии, проявлявшие некоторое вольнодумство, их там перевоспитывали,
потому что «труд освобождает». Но это был труд иррациональный: вырыли
канаву и тут же ее зарываем. Постоянно менялись правила – вчера сюда
можно было ходить, а сегодня за это наказание – карцер. Много там
всякого было, и через несколько месяцев человек выходил, полностью
лишенный собственных волевых импульсов, он переставал обсуждать приказы,
предпочитая повиноваться сразу. Среди заключенных оказался
профессиональный психолог Бруно Беттельхайм. Он быстро вычислил метод
создания неконтролируемого стресса для подавления воли и назвал это
формированием детского мироощущения – для маленького ребенка
действительно успешная стратегия поведения – полное послушание. Ребенок
не может сформулировать и понять, почему на стул забираться можно, а на
подоконник нет. Поэтому естественно сначала спросить у мамы, можно ли, а
потом действовать.

Беттельхайм провел в лагере девять месяцев, но довольно скоро нашел способ сопротивления: делать все, что не запрещено.
Это смещенная активность: ты не можешь сбежать из лагеря, не можешь
предсказать ситуацию. Не запрещено чистить зубы – делай это, потому что
это ты решил.

Этот метод смещенной активности и используется для предотвращения вредных последствий неконтролируемости.

Подавление воли на работе, в семье и школе

А мы с ними встречаемся очень часто. Именно поэтому на работу
предпочитают брать людей до тридцати – в сорок лет специалист будет
претендовать на собственное видение с большей вероятностью и не станет
слепо следовать указаниям руководства. А молодого сотрудника ставят на
место очень быстро, поместив его в ситуацию неконтролируемого стресса,
например, давая задание, которое невозможно выполнить. Вот вам и
выученная беспомощность.

В школе учителя делают то же самое. Если ребенок, что называется,
шалун, мешает, его можно вызвать к доске и задать ему вопрос, к которому
он явно не готов, – «опять двойка» и подавленность. Ребенок
действительно начинает меньше вертеться. Еще один пример – переучивание
левшей.

Как объяснить ребенку, что надо держать ручку или вилку в той руке, в которой держать их неудобно? Никак, только путем
подавления воли. Среди переученных левшей очень много людей
безынициативных. Это результат такого подавления.

Семейные отношения. Почему-то принято считать «Укрощение строптивой»
веселой комедией. Перечитайте – ничего веселого. Он морит ее голодом,
говорит нелепости, заставляет поступать по-дурацки, в итоге строптивая
Катарина превращается в покорную жену. С этим мы сталкиваемся не только в
литературе. Например, муж полностью обеспечивает жену, не пускает ее на
работу, дает ей деньги, но требует предъявления всех чеков. Формально
поводов жаловаться нет, да и муж вроде бы прав, он же зарабатывает. Но
необходимость постоянно давать отчет приводит женщину к психическим
расстройствам.

Дети и родители. Заботливые родители – это замечательно, удобно детям
и спокойно взрослым, но постоянный контроль воспринимается детьми
крайне негативно. Гиперконтроль со стороны взрослого ставит ребенка в
неконтролируемую ситуацию, где родители опережают все его желания и
стремления. Как в недавно просмотренном мною фильме: дети выпрашивают у
матери котенка, а она не разрешает. Они экономят деньги на завтраках и
покупают его сами, мать выбрасывает котенка на улицу. В финале дети
приходят домой, а мать встречает их с котенком, по задумке авторов, это
такой мажорный аккорд, все якобы хорошо. Но на деле мать просто показала
детям, что от них ничего не зависит, их желания не имеют значения,
только она может решать. Дети в таких ситуациях неосознанно применяют
метод смещенной активности. Именно это часто лежит в основе
преступлений, совершаемых подростками.

Никакой корысти – семья обеспеченная, можно сказать, благополучная. А подросток идет грабить ларек. Почему? Взломать
ларек – это собственное решение, а не решение родителей, вот почему.
Это субъективизация контроля.

В этом же заключается причина капризов животных. Да, хозяин
определяет, когда гулять, куда идти. Но иногда умная собака вдруг
выскакивает на проезжую часть, хотя прекрасно знает, что это запрещено и
опасно. Думаю, механизм тот же.

Смещайте активность и получайте образование

Субъективизация контроля благотворна, что подтверждают и лабораторные
эксперименты. Крыс привязывали за лапки, растягивали на спине и
оставляли в таком положении на полчаса. Конечно, животные испытывали
огромный стресс. Но половине предлагалось грызть палочку, и у этих
особей проявления стрессорных реакций были куда менее выраженными.
Животное не могло избавиться от этой позы, но оно смещало активность,
грызя карандаш.

Другой пример: если крысу поместить в условия, когда ее внезапно и с
непредсказуемой периодичностью будет бить током, у нее сформируется
выученная беспомощность. Но если посадить в клетку двух крыс, этого не
произойдет, потому что они будут драться друг с другом, проявляя таким
образом свою волю. Возможно, этим объясняется насилие в местах лишения
свободы.

Уйти от негативного воздействия неконтролируемого стресса на психику можно, выбрав смещенную активность.

Популярность компьютерных игр отчасти вызвана потребностью компенсировать социальные поражения востребованностью в
каких-то других сообществах. И это личный выбор – не просто терпеть, а
чем-то заниматься.

Метро. Выносить духоту и давку гораздо проще, если вы что-то делаете:
сочиняйте стихи, переводите анекдоты, решайте задачи. Тогда эта
тягостная ситуация, которой невозможно избежать, будет переноситься куда
проще.

Да, к стрессу нельзя подготовиться. Но один стратегический метод
есть, и это образование. Американцы проводили такое исследование: кто
лучше приспосабливается к условиям войны, которые, конечно, сильно
отличаются от привычных нам. Выяснилось, что это люди с высшим
образованием. Их результаты куда лучше, чем у людей с криминальным
прошлым, что, казалось бы, противоречит житейской логике. Почему? Что
есть образование, зачем мы вообще учимся? Не ради конкретных знаний, их
можно получить из книг. Нет, высшее образование в большей степени учит
учиться.
 
АТО ФОРУМ, АТО САЙТ, ФОРУМ АТО УКРАИНА, САЙТ АТО УКРАИНА, » ФОРУМ АТО, ФОРУМ УЧАСТНИКОВ АТО, ПОМОЩЬ БОЙЦАМ АТО, ПОМОЩЬ В ЗОНУ АТО,ПОМОЩЬ АТО » КАК УЧАСТНИКУ АТО, ПОМОЧЬ САМОМУ СЕБЕ? » ТЕМ, КТО ПОТЕРЯЛ СМЫСЛ ЖИЗНИ (вернувшимся из плена)
Страница 1 из 11
Поиск: